Музеи Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург – это город, который по праву называют культурной столицей России. Побывать в Петербурге и не посетить хотя бы один из его многочисленных театров и музеев считается дурным тоном. Эрмитаж, Русский музей, Пушкинский дом, Кунсткамера, Российский Этнографический музей – эти и многие другие названия очень многое скажут не только нашему соотечественнику, но и любому образованному иностранцу.
Ежедневно эти и многие другие известные петербургские музеи посещают туристы и туристические группы из самых разных уголков мира. А сколько еще в Северной столице менее известных, но от этого не менее интересных музеев! Это и Музей Хлеба, и Музей «История политической полиции России - Гороховая, 2», и Музей циркового искусства, и Музей Виктора Цоя в котельной «Камчатка», и Музей космонавтики и ракетной техники, и музеи-квартиры выдающихся поэтов и писателей (Блока, Набокова, Достоевского, Бродского).
Не стоит забывать и о знаменитых музеях пригородов Петербурга. Петергоф, с его знаменитыми на весь мир дворцами и фонтанами, доносящими до посетителей дух прежних столетий – это целый город-музей…
Аттракцион «Ужасы Петербурга»
«Ужасы Петербурга» - абсолютно новый в современном искусстве жанр, подобного нет ни в России, ни в Европе! Это представление, разыгранное актерами, манекенами и роботами среди улиц старого Петербурга, потоков воды и языков пламени. Это мистерия, в которой гибнут цари и всесильные фавориты, появляются призраки и бродят тени, падает в бездну лифт и дрожит под ногами городской тротуар. Это действо, происходящее в пространстве стереоэффектов, видеопроекций, голографических инсталляций и хитроумнейших мультимедийных трюков.
Попав на территорию «Ужасов Петербурга», вы станете свидетелями страшной гибели княжны Таракановой в сыром каземате Петропавловки и очевидцами загадочной кончины императора Павла в Михайловском замке, увидите кровавого убийцу Родиона Раскольникова и смерть великого композитора Петра Чайковского, побываете в старой петроградской котельной, где горит Григорий Распутин, встретитесь лицом к лицу с Пиковой Дамой и потеряетесь в зеркальном лабиринте. Приходите и путешествуйте по старому Петербургу, по проспектам его истории и закоулкам легенд и мифов!
Адрес: Санкт-Петербург, Марата ул. 86, метро Пушкинская, ТРЦ Нептун,
Тел.: (812) 313-07-04
Понедельник-пятница: с 13:00 до 21:00
Суббота-воскресенье: с 11:00 до 21:00
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Санкт-петербургский Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи - это самый крупный военный музей в мире, и одновременно один из старейших музеев города, начало собрания которого было положено в год основания Санкт-Петербурга. Музей был создан по указу Петра I как Цейхгауз, где должны были храниться уникальные исторические образцы вооружения, и располагался первоначально в бастионах Петропавловской крепости. В середине XIX века военная коллекция переехала в Кронверк Петропавловской крепости, именно с этого момента она начала существовать как государственный музей.
На сегодняшний день в коллекции музея находится более чем 500.000 экспонатов, среди которых различная военная техника, военная форма разных эпох и родов войск, воинские знамена, ордена, произведения батальной живописи, боевые реликвии российской армии, крупнейшая в мире коллекция стрелкового и холодного оружия - от железных устюженских пищалей и древнеславянских мечей до автомата Калашникова и многое другое.
В музее хранятся такие раритеты, как пушки потешных полков Петра Великого, парадная колесница для перевозки артиллерийского знамени, военные награды императоров России, личное оружие Александра I и Николая II, Наполеона Бонапарта и маршала Мюрата, русских и советских полководцев и военачальников.
В музее имеется зал русской ракетной техники - начиная от техники XVIII века и до ракет дальнего наведения и первых ядерных ракет, экспозиция посвященная М.И. Кутузову, состоящая из принадлежавших ему вещей и располагающаяся в реконструированной комнате, где он провел свои последние дни. На третьем этаже музея находятся экспозиции, посвященные Великой Отечественной Войне.
Наибольшее внимание посетителей привлекает внешняя экспозиция, открытая в ноябре 2002 года после реконструкции. На открытых площадках во внутреннем дворе Кронверка располагаются 250 единиц артиллерийского и ракетного вооружения, инженерной техники и техники связи. Здесь представлены как отечественные, так и иностранные орудия - от древних до самых современных, предназначенных для стрельбы ядерными боеприпасами.
Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Александровский парк, 7
Телефоны: 238-47-04, 232-02-96
Режим работы: музей открыт с 11 до 17 часов, выходные дни - понедельник и вторник, санитарный день - последний четверг каждого месяца
Всероссийский музей А.С.Пушкина
Всероссийский музей А.С. Пушкина стал первым и крупнейшим в нашей стране музеем, посвященным жизни и творчеству великого поэта, это один из самых старых литературных музеев России. Он был основан благодаря членам семьи Пушкина, его друзьям, знакомым, товарищам по учебе в Императорском Александровском Лицее, обучавшим его профессорам. Именно благодаря их инициативе, их желанию собрать вместе все материалы, имеющие отношение к жизни и творчеству Пушкина, современные поклонники поэта могут посетить сейчас этот музей.
Датой основания музея считается 1879 год. Первоначально музей существовал при Императорском Александровском Лицее. Однако численность хранящихся в нем экспонатов быстро увеличивалась, и еще быстрее росла популярность музея. Поэтому было принято решение вывести музей за пределы Императорского Александровского Лицея и построить для него новое здание.
В 1905 году в Петербурге был создан Пушкинский дом, ставший центром российской пушкинистики. В основу собрания Пушкинского дома легла библиотека поэта, приобретенная у его внука в 1906 году. В дальнейшем предметы, связанные с Пушкиным, распределялись примерно поровну между музеем Пушкина при Императорском Александровском Лицее и Пушкинским домом. Объединение коллекций этих организаций произошло в 1917 году.
История музея на набережной Мойки ведет свой отсчет с 1925 года, когда Пушкинским домом в этом здании был организован музей-квартира Пушкина. Решение о создании полноценного пушкинского музея было принято в 1937 году после Всесоюзной выставки, посвященной столетию со дня смерти Пушкина. В основу музея легли ее материалы.
Во Всероссийском музее А.С. Пушкина хранится огромное количество экспонатов, имеющих отношение к жизни и творчеству поэта, и той эпохе, в которую он жил. Это и вещи, принадлежавшие Пушкину, и иллюстрации к творениям поэта, и различные связанные с его именем произведения искусства - портреты самого Пушкина и его современников, картины, изображающие различные события его жизни, и места, в которых он бывал и с которыми связана его биография. Количество экспонатов измеряется десятками тысяч.
Помимо этого в музее хранится мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, все издания Пушкина, выпущенные при его жизни, и крайне редкие книги с автографами самого поэта и его современников.
На втором и третьем этажах главного здания музея на набережной Мойки 12 с 1999 года развернулась литературно-монографическая экспозиция "А.С. Пушкин. Жизнь и творчество". В музейный комплекс также входят пять филиалов - музей-квартира Пушкина, музей-дача Пушкина, музей-Лицей, музей Державина и музей-квартира Некрасова
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. Мойки, 12
Телефон: (812) 570-65-11
Режим работы: Ежедневно с 10.30 до 18.00, касса закрывается на час раньше, кроме вторника и последней пятницы месяца
Литературно-монографическая экспозиция «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»
Экспозиция была открыта в июне 1999 года на набережной Мойки 12, где и располагается по сей день. Экспонаты, выставленные здесь, рассказывают о самом Пушкине и его эпохе. Здесь можно увидеть портреты поэта, написанные при его жизни, а также портреты его предков и современников, представителей европейской и российской культурной элиты и исторических деятелей.
Помимо этого на стенах залов экспозиции развешены картины, изображающие виды различных российских городов и мест, от Петербурга до провинции, живописные полотна, посвященные наиболее важным историческим событиям России и Европы, от времен правления Петра Великого до первой половины XIX века. Здесь можно увидеть настоящие акварели, относящиеся к началу XIX века, замечательные гравюры, предметы быта и мемориальные экспонаты.
Первый зал посвящен детству Пушкина, годам, на протяжении которых он жил в Москве, и XVIII веку в целом. Здесь можно увидеть настоящие исторические документы - письменные свидетельства жизни поэта, истории той эпохи и происходивших в ней событий. Среди этих документов - записи о рождении Пушкина и его крещении, подорожные поэта, материалы уголовного суда, грамота императрицы Елизаветы и многое другое. В этом же зале вывешены портреты Пушкиных и Ганнибалов - предков и родителей поэта, Карамзина, Державина и Жуковского - его старших современников.
В каждом из залов экспозиции "Жизнь и творчество А.С.Пушкина" выставлены его рукописи, дающие представление о всех этапах творческой жизни поэта, от первых строк, написанных в лицейские годы, до произведений, относящихся к последним месяцам его жизни. Кроме рукописей здесь можно увидеть прижизненные издания произведений Пушкина - журнальные публикации, отдельные книги романов и поэм, номера журнала "Современник".
Кроме непосредственно пушкинских, в экспозиции представлены еще несколько редких изданий той эпохи. Выпущенные в 1818 году тома труда Карамзина "История Государства Российского", "Слово о полку Игореве", самое первое издание, относящееся к 1800 году и многое другое.
В залах экспозиции проводятся занятия по различной тематике, так или иначе связанной с пушкинской эпохой. Рассказ экскурсовода ярко иллюстрируют наглядные материалы, относящиеся к ней.
Режим работы экспозиции: с 10.30 до 17.00, выходные дни - вторник и последняя пятница месяца
Телефон: (812) 314-00-07
Музей-квартира А.С. Пушкина
Музей-квартира Пушкина, входящая в состав Всероссийского музея А.С.Пушкина - это единственное в Петербурге место, где поклонники поэта смогут узнать все о последнем этапе его жизни и творческой деятельности.
Это была последняя из шести квартир, которые Пушкин сменил за шесть лет своей семейной жизни, и именно в этих стенах он умер 29 января 1837 года.
Хроника трагических событий, связанных со смертью поэта, была запечатлена Жуковским в письме, адресованном отцу Александра Сергеевича, которое позже было опубликовано в журнале "Современник". В черновом варианте этого письма, сохранившемся до нашего времени, имеется схематичный план квартиры Пушкина. На нем зафиксированы все перестановки, проводившиеся в квартире поэта в связи с его смертью. Этот план активно использовался во время реконструкции пушкинской квартиры в XX веке.
В феврале трагического 1837 года Наталья Николаевна покинула квартиру, где в течении почти полутора лет жила с покойным мужем, и переехала вместе с детьми в дом своих родителей. Вещи Пушкина были раздарены друзьям, знакомым и, как ни странно, даже слугам. Книги, которые остались после его смерти, и некоторые предметы обстановки брошенной квартиры оказались на складах Гостиного Двора.
Саму квартиру заняли новые жильцы, которые регулярно менялись, ее помещения перестраивались и приспосабливались под какие-то новые нужды. В начале XX века особняк, в котором находилась бывшая квартира Пушкина, превратился в среднестатистический доходный дом, в связи с чем ее интерьер и планировка изменились практически до неузнаваемости.
Восстановление исторического облика квартиры Пушкина началось только в 1924 году, когда она была передана пушкинскому кружку общества "Старый Петербург". В первую очередь был реконструирован кабинет Пушкина. Интерьеры остальных комнат были восстановлены в общих, условных чертах, в них расположилась литературно-историческая экспозиция, посвященная петербургскому периоду в жизни и творчестве поэта.
Более серьезная реконструкция, основанная на плане Жуковского и свидетельствах современников Пушкина, началась только в начале 60-х годов. В этот период в квартире были восстановлены столовая и буфетная, спальня и гостиная. В 80-е годы были восстановлены комнаты прислуги и сестер Гончаровых, детская. Окончательно облик квартиры был реконструирован к 1999 году.
В настоящее время здесь можно увидеть личные вещи Пушкина и членов его семьи, литографии, акварели и гравюры пушкинской эпохи, портреты друзей Пушкина и многое другое.
Музей-квартира А.С. Пушкина
Адрес музея: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 12.
Телефоны: (812) 311-35-31, (812) 315-95-13
Режим работы: с 10.30 до 17.00, выходные дни - вторник и последняя пятница месяца
Главный штаб и Музей гвардии
Восточное крыло здания Главного штаба было передано Государственному Эрмитажу в 1993 году. Ранее оно отводилось под департаменты Министерства иностранных дел и Министерства финансов, сейчас там разместились новые экспозиции Эрмитажа - "Французское искусство XX века", "Под знаком орла. Искусство ампира", "Искусство модерна" и Музей гвардии.
Экспозиция Музея гвардии включает в себя около 200 памятников: произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, предметы обмундирования и вооружения, знамена и полковые регалии, памятники нумизматики и документы. Из всех этих вещей, как из кусочков паззла, складывается картина истории Российской Императорской Гвардии - начиная со времен правления Александра I и заканчивая Первой Мировой войной 1914 года.
Важное место в экспозиции занимают картины, изображающие различные стороны жизни Гвардии (парады, смены караулов, прохождения войск по улицам города, фигуры военных в гвардейских мундирах разных родов войск), а также портреты российских императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Николая II в гвардейских мундирах, и портреты командиров и офицеров гвардейских полков.
Значительную часть экспозиции составляют предметы вооружения и обмундирования. Военные церемонии и парады должны были быть зрелищными, поэтому красота мундиров гвардейских полков имела для них большое значение. Военный костюм каждого полка имел характерные только для него отличительные особенности - цвет, головные уборы, декоративные элементы и т.д.
Во всех разделах Музея гвардии выставлены штандарты и знамена гвардейских полков разного времени.
Особое значение для Музея гвардии имеет зал, в котором разместились дары - предметы, сохраненные и вернувшиеся в Россию после долгого пребывания за границей. Так, были возвращены в Россию и переданы музею знамена Лейб-гвардии Преображенского полка XVIII века, личный штандарт великого князя Николая Николаевича Романова, штандарт Лейб-гвардии Уланского Его Величества полка, архив Лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества полка и Георгиевское знамя Лейб-гвардии Гренадерского полка, вернувшееся в Петербург из Лондона.
Некоторые из этих предметов были переданы музею в дар, другие, как например одно из двух знамен Лейб-гвардии Преображенского полка XVIII века, приобретены при поддержке президента.
Главный штаб и Музей гвардии
Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 6-10
Телефон: (812) 571-34-65
Государственный мемориальный музей А.В.Суворова
Суворовский музей был открыт по приказу Николая II, в ноябре 1904 года, в 175-ую годовщину со дня рождения великого полководца, и стал первым в нашей стране мемориальным музеем. Для музея было построено специальное здание в стиле древнерусской крепости, автором проекта стал архитектор А.И. Гоген. На сторожевой башне в центре здания красуется мозаичный герб Суворова.
Всего в музее пять залов.
В Центральном зале на возвышении, окруженном пушками, стоят витрины с личным оружием, боевыми наградами и грамотами Суворова. Позади возвышается витраж с изображением фигуры великого полководца. Здесь же можно увидеть воссозданный интерьер одной из комнат дома в селе Кочанском, куда Суворов был сослан, и предметы из "Суворовской комнаты" монастыря святого Иосифа в Мутенской долине, в котором знаменитый полководец остановился во время Швейцарского похода. На стенах Центрального зала развешены российские и трофейные иностранные знамена.
В Большом левом зале выставлены экспонаты, иллюстрирующие жизнь и деятельность Суворова. Здесь можно узнать о всех годах его службы, о его участии в многочисленных войнах и походах, и о его отношениях с современниками. В центре Большого левого зала можно увидеть практически самый первый экспонат музея - французскую пушку системы Грибоваля, которая, наряду с другими орудиями, была взята как трофей после боя при городе Нови в Италии.
В Большом правом зале выставлены предметы, касающиеся полководческой деятельности Суворова и его новаторского подхода к обучению солдат. Здесь можно увидеть военную форму, оружие и снаряжение российской армии того времени, а также самую впечатляющую коллекцию оловянных солдатиков в нашей стране.
Экспозиция Малого левого зала посвящена семье Суворова и его потомкам. Здесь можно увидеть портреты членов его семьи (жены Варвары Ивановны, сына Аркадия, ставшего генерал-лейтенантом, и дочери Натальи, внуков Александра и Константина, также пошедших по стопам деда) и принадлежавшие им вещи.
В музее также можно увидеть личные вещи самого Суворова, вещи, которые принадлежали императору Павлу I, предметы, подаренные Суворовскому музею Николаем II, редкую коллекцию портретов российских военных деятелей и многое другое.
Адрес: 193015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная 43
Телефон: (812) 579-3914
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме вторника, среды и первого понедельника каждого месяца
Государственный музей городской скульптуры
Музей городской скульптуры был создан в 1939 году. В настоящее время это единственный в нашей стране музей, который изучает, охраняет и реставрирует памятники монументального искусства на открытом воздухе.
Экспозиция музея уникальна и охватывает все пространство Петербурга. Музей городской скульптуры "заведует" Александровской колонной, Ростральными колоннами, Московскими и Нарвскими триумфальными воротами, конными группами на Аничковом мосту, сфинксами у Академии художеств, памятниками Пушкину, Екатерине II, Ломоносову, Николаю I, Суворову, Петру I, Кутузову, Крылову и т.д. Всего музею принадлежит полторы тысячи мемориальных досок и около трехсот памятников.
Один из экспозиционных залов музея находится в Лаврском переулке. Здесь расположена постоянная выставка "Монументальная скульптура Петербурга". Те, кто не желает утруждать ноги и преодолевать немалые расстояния, чтобы осмотреть все наиболее знаменитые петербургские городские памятники, могут зайти в этот зал и посмотреть на их модели. Коллекция моделей памятников Музея городской скульптуры - самая крупная в Европе.
Вторая постоянная выставка, "Знаки памяти", располагается в Благовещенской усыпальнице на 2-ом этаже. Она посвящена памятным портретам, мемориальной символике и геральдике XVIII-XIX веков. В залах этой экспозиции выставлены фамильные гербы знаменитых дворянских родов. В Благовещенской усыпальнице похоронен выдающийся полководец Суворов, здесь же покоятся члены царского рода и многие известные политические деятели XVIII века. В Благовещенской усыпальнице находится ценнейшая коллекция исторических и художественных надгробий XVIII-XIX веков, многие из которых созданы выдающимся скульптором Мартосом.
Кроме этого к Музею городской скульптуры относятся некрополь "Литераторские мостки", некрополь Мастеров искусств и некрополь XVIII века. Здесь похоронены многие выдающиеся люди России, начиная от современников Петра I и до известных государственных, культурных и научных деятелей XX века. На территории этих некрополей упокоились Ломоносов, Достоевский, Чайковский, Блок, Менделеев, Павлов и многие другие российские ученые, писатели, артисты, художники, путешественники и полководцы.
Адрес: 193167, Санкт-Петербург, Невский проспект, 179/2а
Телефоны: (812) 274-2635, 274-2579, 274-3860
Режим работы: Ежедневно с 11.00 до 17.00, выходные дни - четверг и пятница
Государственный музей истории религии
Музей истории религии возник на базе выставки, посвященной истории религии, которая проводилась в Зимнем дворце весной 1930 года. Выставлявшиеся в ее рамках предметы - рукописи, редкие книги, скульптуры и картины, африканские, индийские и китайские предметы культа - легли в основу музейной коллекции. Двери музея, расположившегося в Казанском соборе, открылись для посетителей в ноябре 1932 года.
Дом на Почтамтской улице, где ныне располагается музей, был передан ему в 1991 году. На протяжении девяти лет в здании велись реставрационные работы, и в 2000 году музей окончательно переехал в новое, отреставрированное помещение.
Сейчас в Музее истории религии действует несколько постоянных экспозиций - экспозиция, посвященная архаическим верованиям и культурам, экспозиции, посвященные античной религии и религии Древнего Востока, экспозиции, посвященные национальным религиям Китая, Японии, Индии и Израиля, а также мировым религиям, буддизму, исламу и христианству во всех его главных направлениях.
В зале, посвященном религии Древнего Египта, можно увидеть настоящую древнеегипетскую мумию в саркофаге, амулеты и скарабеи, которые клались в саркофаг вместе с мумией, сфинкса с лицом фараона Аменемхета III, древнеегипетские надгробные стеллы и множество других интересных и удивительных вещей. В этом зале выставлены бронзовые статуэтки богов древнеегипетского пантеона - Осириса, Исиды, Гора, богини Сохмет, богини-кошки Баст и других, датирующиеся первым тысячелетием до н.э.
В зале, посвященном древнегреческой религии, тоже можно увидеть скульптуры богов. В частности, копию статуи богини Геры из храма на острове Самос. Посетители, заглянувшие в этот зал, также могут полюбоваться на других богов-олимпийцев, запечатленных как в форме статуй и статуэток, так и в виде изображений на керамике и рельефах - Афину, Аполлона, Зевса, Гермеса, Демерту, Афродиту и Диониса.
Один из самых интересных экспонатов этого зала - макет храма Аполлона в Дельфах. В этот храм шли, для того, чтобы узнать у Дельфийского оракула волю Аполлона, и услышать предсказание о грядущем - исходе войны или других не менее глобальных событиях.
Помимо всего этого в музее выставлено еще множество интересных экспонатов - кирпич, бывший некогда частью Вавилонской башни, шаманский бубен и многое другое.
Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д.14 (напротив Главпочтамта)
Телефон: (812) 571-0495, (812) 312-35-86, приемная директора - (812) 571-94-83
Режим работы: Ежедневно с 11.00 до 18.00, касса закрывается на час раньше, выходной день - среда, санитарный день - последняя пятница квартала
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Государственный музей истории Санкт-Петербурга был создан на основе коллекций двух других музеев, связанных с историей города - Городского музея и Музея Старого Петербурга. Датой основания музея считается 1918 год.
Городской музей был основан в 1908 году, его экспозиция была посвящена городскому хозяйству Петербурга и повседневной жизни города. Основой его первых коллекций стали подарки, преподнесенные Санкт-Петербургу к 200-летнему юбилею, который состоялся в 1903 году. В дальнейшем собрание музея пополнялось за счет экспонатов, поступавших с промышленных и хозяйственных выставок и из различных городских учреждений.
Музей Старого Петербурга был открыт в том же году, что и Городской музей. В его коллекцию вошли предметы из ряда частных коллекций - фотографии и старинные виды города, модели памятников и зданий, подлинные архитектурные чертежи и многое другое.
Музеи были объединены в один Музей города в октябре 1918 года. В качестве основного здания новому музею был отдан Аничков дворец. Уже через год здесь открылись первые выставки - "Москва и ее окраины" и "Виды Петербурга и его окрестностей", "Букварь и детская книга", "Игрушка и ее значение в жизни ребенка" и т.д.
Концепция музея несколько раз менялась, и в соответствии с ней изменялось и его название. В 1932 году его переименовали в Музей-выставку социалистической реконструкции города, еще через два года он стал называться Музеем строительства и городского хозяйства. В дальнейшем нынешний Государственный музей истории Санкт-Петербурга последовательно превращался в Музей истории и развития Ленинграда, Музей архитектуры Ленинграда и Государственный музей истории Ленинграда. Свое нынешнее название музей обрел только в 1992 году, после возвращения Петербургу его исторического имени.
В настоящее время Государственный музей истории Санкт-Петербурга располагается в Петропавловской крепости. Помимо нее, к музею относятся - Шлиссельбургская крепость "Орешек", Музей Кирова и Музей-квартира Блока, Особняк Румянцева и находящийся сейчас на реконструкции Дом Матюшина, Музей печати и Монумент Героическим защитникам Ленинграда.
Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3
Телефон: (812) 238-05-11
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 18.00, во вторник музей закрывается на час раньше, выходной день - среда
Государственный музей политической истории России
19 октября 1919 года был создан Государственный музей Революции, еще через год в залах Зимнего дворца состоялось его официальное открытие. Именно на базе этого музея и вырос впоследствии Государственный музей политической истории России.
ГМР стал первым в России историко-революционным музеем. Пополнение его коллекций шло довольно быстрыми темпами, к середине 20-х годов в музее имелись ценнейшее собрание листовок разных политических партий, уникальная коллекция революционных знамен, плакаты и многое другое.
1955 году Государственному музею революции были переданы новые здания - особняк Кшесинской и особняк Бранта. В течение двух лет эти здания перестраивались и в итоге были объединены в один комплекс, куда и переехал музей революции. В 1972 году ГМР превратился в филиал Центрального музей революции СССР.
В конце 70-х годов начинается активная работа по созданию принципиально новой концепции музея. В период с 1989 по 1992 год в музее проходит ряд выставок на никогда ранее не освещавшиеся темы в истории России. В 1991 году Министерство культуры приняло решение о переименовании музея в Государственный музей политической истории России и возвращении ему статуса самостоятельной организации.
Коллекция музея охватывает внушительный период истории нашей страны - от времен правления Екатерины II до наших дней и самых свежих событий политической жизни России. В музее имеются документы, отражающие события Великой французской революции и законодательную деятельность Екатерины II, экспонаты, рассказывающие о реформах Александра II и С.Ю. Витте, материалы о коронации 3 последних российских императоров и зарождении и эволюции общественно-политических движений в России, начиная от декабристов и заканчивая движениями и партиями начала XX вв.
Среди экспонатов музея можно найти фамильные реликвии известных общественных, государственных и политических деятелей, выдающихся военачальников, ученых и деятелей культуры, таких как Николай II, С.Ю. Витте, П.А.Столыпин, Ф.Э.Дзержинский, Г.К.Жуков, М.С.Горбачев, Л.О.Утесов, К.Ю.Лавров, Ю.А.Гагарин и т.д.
Особенное место среди прочих занимает динамичная коллекция, посвященная деятельности современных партий, общественных движений и политических лидеров, свежий материал поступает в нее постоянно.
Многие коллекции музея политической истории России формируются "по горячим следам" событий. Музей располагает ценнейшими материалами с фронтов Гражданской войны и Великой Отечественной Войны, из Афганистана и "горячих точек" - Абхазии, Чечни, Карабаха.
Адрес: 197046, Санкт-Петербург, ул. Куйбышева д. 2-4
Телефоны: для справок и предварительных заявок - (812) 233-70-52, отдел маркетинга - (812) 233-76-56
Режим работы: ежедневно с 10:00 до 18:00 часов, касса работает до 17:00, выходной день - четверг
Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»
Исаакиевский собор может быть интересен туристу по двум причинам. Во-первых, это не просто музей-памятник, а действующий собор. Когда-то он был центром церковной жизни России. Здесь проходили торжественные богослужения и крестные ходы в честь тезоименитых царственным особам святых и в честь годовщин военных побед России. Во время воинских праздников под звуки труб и барабанов по Исаакиевской площади проходили парадом гвардейские полки, а завершались они салютом и иллюминацией на Неве, Фонтанке и Мойке. Каждый год 19-го февраля в Исаакиевском соборе праздновалась годовщина отмены крепостного права и освобождения крестьян.
1931 год преподнес собору оригинальный сюрприз - в этом году здесь открыли антирелигиозный музей. Просуществовал он, правда, всего шесть лет, и впоследствии стал историко-художественным.
17 июня 1990 года в Исаакиевском соборе состоялось первое более чем за полвека торжественное богослужение, которое проводил патриарх Алексий II. С этого момента Исаакиевский собор снова стал действующим, сохранив, несмотря на это, статус музея. Над интерьером собора работали многие известные художники середины XIX века, в его оформлении использовано огромное количество скульптур, редкие по красоте мозаичные произведения и витражи.
Вторая причина, по которой ни один уважающий себя турист и просто любопытный человек не пройдет мимо Исаакиевского собора - это его колоннада, с которой открывается потрясающий вид. Высота собора составляет более чем 100 метров, это второе по высоте здание в Петербурге после собора святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости, и третье после телебашни. Во всем мире только три собора превосходят Исаакиевский по размерам - это собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, собор святого Петра в Риме и собор святого Павла в Лондоне.
Добраться до колоннады не так просто, как кажется. Сначала необходимо преодолеть долгий подъем по винтовой лестнице, потом - весьма ненадежную на вид металлическую лестницу, на которой так и кажется, что бушующий ветер сейчас сдует если не тебя, то твои очки и кепку точно. Но результат стоит того - вряд ли откуда-либо открывается более впечатляющий вид на Петербург.
Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 4
Телефоны: справочная - (812) 314-21-68, экскурсионное бюро - (812) 315-97-32
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 20.00 с 1 мая по 1 октября, выходной - среда, касса и колоннада закрываются на час раньше.
Государственный музей-памятник «Спас на Крови»
Этот храм притягивает взгляды прохожих - своими яркими куполами, изящными мозаиками, он вообще словно явился к нам из сказки. И расположен он так удобно, что мимо не пройдешь - рядом Русский музей, Малый оперный театр, напротив, через Невский проспект - колоннада Казанского собора. Те, кто интересуется историей Петербурга, знают, что история его возведения была трагичной.
Храм Спас на Крови с самого начала задумывался отнюдь не как культовое сооружение. Он был возведен в 1907 году по приказу Александра III на том самом месте, где был убит его отец, как мемориальный памятник этому трагическому событию.
С 1918 года храм потерял свое первоначальное и основное значение - общенародного музея-памятника Александру II, и стал использоваться исключительно как культовый объект. С этого момента судьба храма становится все более и более драматичной. Сначала Спас на Крови объявляется не представляющим никакой ценности, ни художественной, ни исторической, и долгое время стоит пустым. Потом, в годы Великой Отечественной Войны, он превращается в морг, а по ее окончании - в склад декораций Малого оперного театра. Все это время ни серьезным ремонтом, ни хотя бы поддержанием здания в более-менее приличном виде никто не занимался. Мало того, на протяжении всех этих лет несколько раз планировались акции по уничтожению храма. К счастью, ни одна из них так и не состоялась.
Впрочем, Спас на Крови благополучно разрушился бы и сам благодаря несоответствующей назначению эксплуатации и преступному отсутствию должного ухода, если бы в 1968 году его не взяла наконец под охрану Государственная инспекция по охране памятников. Еще через три года храм передается музею-памятнику "Исаакиевский собор" и становится его филиалом. С этого момента начинается капитальный ремонт здания, а по его завершении - активная реставрация.
Музей-памятник "Спас на Крови" был открыт в 1997 году. Сейчас любой желающий может войти внутрь и восхититься удивительным мозаичным ковром икон и орнаментов храма, полностью покрывающим его внутреннее пространство. А любой прохожий может полюбоваться фигурными наличниками, покрытыми ювелирной эмалью куполами, цветной черепицей и мозаичными гербами городов Российской империи, украшающими колокольню храма.
Адрес: 191011, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2а
Телефоны: справочная - (812) 314-21-68, экскурсионное бюро - (812) 315-16-36
Режим работы: ежедневно с 11.00 до 19.00, выходной - среда, с 1 мая по 1 октября с 10.00 до 20.00, касса закрывается в 19.00.
Государственный Русский музей
Государственный Русский музей стал первым в нашей стране государственным музеем русского изобразительного искусства. В настоящее время Русский музей сочетает в себе огромное количество функций - первая и главная из которых, - это хранилище уникальных художественных ценностей. Но памятники культуры нуждаются и в бережной реставрации, и в тщательном изучении и в том, чтобы они были доступны для посетителей. Поэтому музей ведет огромную научно-исследовательскую работу и является одним из значительных центров культурно-просветительской работы.
Никакой другой музей России не может похвастаться столь полным собранием русского искусства (около 400 000 экспонатов). Ведь в Русском музее представлено все развитие русского искусства с X по XXI век, то есть более чем за тысячу лет, все исторические периоды, основные тенденции, все виды и жанры , направления и школы.
Основная экспозиция располагается в Михайловском дворце и корпусе Бенуа, однако музейный комплекс не ограничивается только этими зданиями. Помимо них в него входят Михайловский замок, Мраморный и Строгановский дворцы, Домик Петра I, а также Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад.
Русский музей ведет активную и разнообразную выставочную деятельность не только в Петербурге, но и в других городах России, и за границей. Каждый год в стенах музея проводится до пятидесяти временных выставок, и до десяти выставок в различных российских и зарубежных городах, ко многим выставкам издаются альбомы и каталоги.
К наиболее ценным коллекциям Русского музея относится собрание памятников древней Руси. Оно является одним из крупнейших в мире и насчитывает более 18.000 экспонатов. Среди них - самое большое собрание факсимильных копий средневековых фресок и уникальная коллекция древнерусского шитья. Помимо этого в собрании представлены все существовавшие в средневековой Руси школы иконописи. Также уникальной является коллекция живописи XVIII - первой половины XIX века, в состав которой входят произведения таких замечательных мастеров как Левицкий, Рокотов, Брюллов, Айвазовский и многих других.
Если у вас возникнут какие-то вопросы, касающиеся режима работы Русского музея, временных выставок, мероприятий или концертов, проходящих там, - к вашим услугам Центральная информационная стойка, находящаяся в кассовом зале Михайловского замка. Здесь вы можете получить исчерпывающую информацию по всем интересующим вас вопросам, а также поэтажные планы экспозиций и другие печатные материалы.
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, Инженерная ул. 4
Телефоны: автоответчик - (812) 314-83-68, для справок - (812) 595-42-48, заказ экскурсий - (812) 314-34-48
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме вторника. В понедельник с 10.00 до 17.00. Кассы закрываются на час раньше
Михайловский (Инженерный) замок
Мраморный дворец был возведен по проекту архитектора Антонио Ринальди, по заказу императрицы Екатерины II. Для отделки внешних фасадов и внутреннего убранства дворца использовалось около тридцати разновидностей мрамора, за что он и получил свое название - Мраморный. В результате перестройки, проводившейся в середине XIX века по проекту Александра Брюллова, и дальнейших перестроек, проводившихся уже в XX веке и связанных с приспособлением дворца под нужды музея, первоначальный вид и декоративная отделка исторических интерьеров дворца были практически полностью утрачены.
В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею, с этого момента ведется его активная реставрация, восстанавливаются декор, историческая планировка и объемы помещений.
Экспозиции, находящиеся в Мраморном дворце, отражают роль и место русского искусства в контексте мирового искусства. В парадных залах развернута постоянная выставка "Иностранные художники в России XVIII-XIX веков", которая дает зримое представление о взаимосвязи русских и европейских художников. В 1995 году в Мраморном дворце был открыт "Музей Людвига в Русском музее". Его основу составила коллекция произведений современных художников Европы, Америки и России, подаренная Русскому музею известными немецкими собирателями, супругами Петером и Ирэной Людвиг. "Музей Людвига в Русском музее" - единственная в нашей стране постоянная экспозиция искусства конца XX века, дающая возможность проследить развитие русского искусства в потоке мировой художественной культуры.
В 2001 году в Мраморном дворце была открыта постоянная экспозиция "Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских", основу которой составили экспонаты, подаренные Русскому музею братьями Иосифом и Яковом Ржевскими.
Одним из последних владельцев Мраморного дворца был великий князь Константин Константинович Романов, признанный поэт Серебряного века, писавший под псевдонимом "К.Р." Сейчас в бывших покоях великого князя, в подлинных интерьерах того времени, располагается мемориальная выставка "Константин Романов - поэт Серебряного века".
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
Телефон: (812) 595-4248
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, понедельник с 10.00 до 17.00, кроме вторника. Касса закрывается на час раньше
Мраморный дворец
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
Телефон: (812) 595-4248
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, понедельник с 10.00 до 17.00, кроме вторника. Касса закрывается на час раньше
Мраморный дворец был возведен по проекту архитектора Антонио Ринальди, по заказу императрицы Екатерины II. Для отделки внешних фасадов и внутреннего убранства дворца использовалось около тридцати разновидностей мрамора, за что он и получил свое название - Мраморный. В результате перестройки, проводившейся в середине XIX века по проекту Александра Брюллова, и дальнейших перестроек, проводившихся уже в XX веке и связанных с приспособлением дворца под нужды музея, первоначальный вид и декоративная отделка исторических интерьеров дворца были практически полностью утрачены.
В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею, с этого момента ведется его активная реставрация, восстанавливаются декор, историческая планировка и объемы помещений.
Экспозиции, находящиеся в Мраморном дворце, отражают роль и место русского искусства в контексте мирового искусства. В парадных залах развернута постоянная выставка "Иностранные художники в России XVIII-XIX веков", которая дает зримое представление о взаимосвязи русских и европейских художников. В 1995 году в Мраморном дворце был открыт "Музей Людвига в Русском музее". Его основу составила коллекция произведений современных художников Европы, Америки и России, подаренная Русскому музею известными немецкими собирателями, супругами Петером и Ирэной Людвиг. "Музей Людвига в Русском музее" - единственная в нашей стране постоянная экспозиция искусства конца XX века, дающая возможность проследить развитие русского искусства в потоке мировой художественной культуры.
В 2001 году в Мраморном дворце была открыта постоянная экспозиция "Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских", основу которой составили экспонаты, подаренные Русскому музею братьями Иосифом и Яковом Ржевскими.
Одним из последних владельцев Мраморного дворца был великий князь Константин Константинович Романов, признанный поэт Серебряного века, писавший под псевдонимом "К.Р." Сейчас в бывших покоях великого князя, в подлинных интерьерах того времени, располагается мемориальная выставка "Константин Романов - поэт Серебряного века".
Летний дворец Петра I и Летний сад
Адрес: 191041, Санкт-Петербург, Летний сад, наб. Кутузова, 2
Телефоны: (812) 314-0374, 595-4248
Режим работы: С мая по ноябрь - с 10.00 до 18.00, кроме вторника и последнего понедельника каждого месяца, касса закрывается на час раньше.
Режим работы Летнего сада: С 1 мая по 30 сентября - с 10.00 до 22.00, с 1 октября по 31 марта - с 10.00 до 20.00.
Летний дворец - идеальное место для тех, кто хочет ощутить себя перенесенным в беспокойную эпоху Петра I. Это один из самых первых дворцов в Петербурге, он был построен почти 300 лет назад, и за это время практически не изменился. Изначальная планировка дворца не претерпела никаких существенных корректировок, в большей части комнат сохранилась оригинальная внутренняя отделка, над которой работали такие известные русские художники как Захаров, Заварзин и Матвеев. Главным украшением дворцовых фасадов модно назвать двадцать восемь барельефов, расположенных в рамках между первым и вторым этажом.
Первая выставка была развернута в Летнем дворце в 1903 году, к двухсотлетнему юбилею Петербурга, она была посвящена Петру I. С этого момента начинается отсчет музейной истории дворца.
После революции 1917 года Летний дворец был объявлен историческим и архитектурным памятником, через семнадцать лет в нем открыли мемориальный историко-художественный музей.
В настоящее время в экспозиции Летнего дворца выставлены личные вещи Петра Великого и Екатерины I, а также мебель, живопись, шпалеры, стеклянные и фарфоровые изделия петровской эпохи.
Летний сад был заложен в 1704 году, образцом для него послужили регулярные сады Европы. В Летнем саду была собрана уникальная коллекция статуй и бюстов, большая часть которых была создана в конце XVII - начале XVIII века лучшими итальянскими мастерами. Она стала первой коллекцией светской скульптуры в нашей стране. К сожалению, до наших дней дошли далеко не все скульптуры, часть из была уничтожена в результате наводнений, другие сменили "место жительства" - их увезли в Петергоф, Павловск и Царское село, или передали в Эрмитаж. В результате к настоящему моменту Летний сад украшают всего девяносто скульптур. Еще одним несравненным украшение Летнего сада можно назвать ограду со стороны Невы, созданную по проекту Юрия Фельтена.
Домик Петра I
Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петровская наб., 6
Телефоны: (812) 232-4556, 232-4576
Режим работы: С мая по ноябрь - с 10.00 до 18.00, кроме вторника и последнего понедельника каждого месяца, касса закрывается на час раньше.
Деревянный Домик Петра I, сруб которого был поставлен за три дня в мае 1703 года, - свидетель первых дней жизни Петербурга. Снаружи стены Домика были расписаны под кирпич, а двери и наличники окон украшены декоративной росписью. В ходе реставрационных работ на внутренней стороне наличников и дверей был расчищен "травный" орнамент (переплетающиеся на черном фоне цветы и травы), исполненный масляными красками.
Планировка Домика и большие трехстворчатые окна со свинцовыми переплетами далеки от традиционного стиля русского деревянного зодчества. Все двери, установленные внутри Домика, были некогда сняты с плененных Петром I шведских кораблей, даже сейчас на них сохранились остатки живописи. В Домике есть кабинет, столовая, спальня и сени, в которых вся обстановка такая, как была при Петре - стены обиты парусиной, окна застеклены "лунным" стеклом, изготовленным современными специалистами по технологии начала XVIII века.
В 1723 году вокруг Домика возвели открытую каменную галерею с крышей - своеобразный "футляр" для защиты от непогоды, а через сто с лишним лет Домик поместили под надежную защиту нового каменного "футляра" с большими окнами.
Во второй половине XIX века вокруг Домика был разбит небольшой сад, где члены императорской фамилии по особо знаменательным случаям сажали специальной серебряной лопатой дубы, некоторые из них живы до сих пор.
Долгое время в Домике хранилась принадлежавшая Петру I икона Спаса Нерукотворного Образа. Именно для нее в 1742 году дочь Петра I Елизавета Петровна пожелала устроить Часовню, в связи с чем Домик был несколько перестроен. Стекающиеся к иконе паломники попадали в Часовню, бывшую некогда столовой, из сеней и выходили через дверь, в которую было превращено окно в спальне. Часовня просуществовала до ее упразднения в декабре 1929 года. Еще через год в Домике открылся музей.
В 1871 году участок с Домиком был обнесен чугунной решеткой с позолоченными деталями. Через несколько лет участок увеличили и оградили еще одной чугунной решеткой, созданной по образу первой - внутренней. Около Домика был разбит миниатюрный сад, в центре которого был поставлен бронзовый бюст Петра I. Ограду внешнего сада демонтировали в том же 1929 году, с внутренней ограды сбили символы императорской власти. Историческая планировка участка и ограда внешнего сада были воссозданы в 1999 году в ходе реставрации, на внутренней ограде были воссозданы все утраченные детали.
Сейчас в Домике выставлены мемориальные вещи Петра I: мундирное платье красного сукна, курительная трубка из самшита с агатовыми вставками, трость восточной работы, обтянутая кожей морского ската, с ручкой, украшенной позолотой по черному лаку, а также вещи, изготовленные самим Петром - кресло грушевого дерева и лодка-верейка, служившая ему для переправы через Неву.
Строгановский дворец
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., 17
Телефон: (812) 717-23-60
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме вторника. В понедельник с 10.00 до 17.00. Кассы закрываются на час раньше
Строгановский дворец является одним из лучших образцов архитектуры русского барокко. Он был построен по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, и принадлежал знаменитому роду графов Строгановых - коллекционеров и меценатов. На протяжении почти двухвековой истории дворца его интерьеры несколько раз переделывались в соответствии с новой модой и изменившимися потребностями владельцев. В их создании принимали участие более десятка известных архитекторов, среди которых Андрей Воронихин, Карл Росси, Петр Садовников и многие другие. К началу XX века многие помещения дворца безвозвратно утратили свой первоначальный облик.
В 1918 году Строгановский дворец национализировали и превратили в "Народный дом-музей", формирование его экспозиций было поручено Государственному Эрмитажу. Впоследствии во дворце был размещен Институт прикладной ботаники, и на этом его музейная жизнь на долгое время закончилась. Художественные коллекции Строгановых распределили по разным музеям страны или продали за границу, а помещения самого дворца расхватали различные организации. Решение об освобождении и передаче Русскому музею помещений бывшего Строгановского дворца было принято только в1988 году.
В период с 1989 по 2003 год Русским музеем были проведены реставрационные работы, позволившие возвратить Строгановскому дворцу, одному из немногих частных жилых строений, сохранившихся в историческом центре Петербурга, его первоначальный внешний облик в соответствии с замыслом Растрелли.
В настоящее время в Строгановском дворце открыт для посетителей Большой Танцевальный зал - единственный в Петербурге интерьер, сохранивший подлинное декоративное оформление Растрелли. На втором этаже восстановлены две анфилады парадных залов, оформленных известными русскими архитекторами XVIII-XIX веков Демерцовым, Воронихиным, Садовниковым и Колодиным, в них открыта постоянная экспозиция "Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы".
В мае 2005 года, после завершения реставрационных работ, был открыт для посетителей Минералогический кабинет графа А.С.Строганова - один из интереснейших интерьеров дворца, в котором экспонируется уникальная коллекция минералов.
В выставочных залах Строгановского дворца проходят временные выставки произведений из фондов Русского музея и из собраний других крупных художественных коллекций.
Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Адрес: 198903, Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Разводная (бывшая Коминтерна), 2
Телефон: (812) 427-9223
Режим работы: Большой дворец работает ежедневно с 11.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего вторника месяца. Остальные музеи работают по скользящему графику
Петергоф замышлялся Петром I как вызов загородным резиденциям европейских монархов, по роскоши он должен был превзойти Версаль. Петр самолично работал над концепцией планировки дворцово-паркового ансамбля и даже разрабатывал отдельные элементы архитектуры и фонтанов.
Вторая волна активного строительства в Петергофе поднимается в 1730 году. Оно продолжается 10 лет. В этот период к формированию облика Петергофа приложил руку один из наиболее талантливых русских архитекторов XVIII века Земцов.
В наше время Петергоф имеет статус выдающегося памятника архитектуры и садово-паркового искусства, его называют "столицей фонтанов" и знают во всем мире.
Самым известным каскадом Петергофа, практически его "визитной карточкой", является Большой Каскад. Он располагается на склоне естественной шестнадцатиметровой террасы, на краю которой возвышается Большой дворец. Самый знаменитый среди фонтанов Большого Каскада - это фонтан "Самсон", его струя возносится на 21 метр над водным ковшом, в центре которого он установлен. Далее вода устремляется по совершенно прямому Морскому каналу к самому заливу. Вдоль Морского канала идут четырнадцать фонтанных бассейнов, бьющие из них столбы воды образуют колоннаду, идущую к Большому Каскаду.
Морской канал разделяет Нижний парк Петергофа на западную и восточную части. В первой находятся дворец Марли и павильон Эрмитаж, "Менажерные" фонтаны и каскад "Золотая гора", а во второй - дворец Монплезир, "Римские" фонтаны и фонтаны-шутихи, каскад "Шахматная гора", фонтаны "Пирамида" и "Солнце".
Помимо всего вышеописанного в дворцово-парковый ансамбль "Петергоф" входят: дворец Коттедж и Екатерининский корпус, Верхний сад, парк Александрия и пейзажные парки (Английский, Луговой и Колонистский).
Не желающие утруждать ноги могут прокатиться на вело-рикше. Вас провезут по всему парку и расскажут обо всех его достопримечательностях и связанных с ним интересных фактах. Еще в Петергофе можно взять напрокат исторический костюм, сфотографироваться в нем и просто немного прогуляться.
Фонтаны Петергофа
Расположение: Северная часть Петергофа
Режим работы: будни - с 9.00 до 20.00, выходные дни - с 9.00 до 21.00, касса работает в будни с 9.00 до 16.30, а в выходные дни - с 9.00 до 17.30
Ни один музей или дворец Петергофа не пользуется у посетителей такой популярностью, как фонтаны. Большая часть туристов приезжают сюда главным образом для того, чтобы посмотреть на фонтаны и извести пару-тройку пленок, щелкаясь на их фоне. Да и сами питерцы навещают Петергоф чаще для того, чтобы прогуляться по парку, чем ради экскурсий по дворцам и музеям. О популярности фонтанов свидетельствует тот факт, что на маршрутках, идущих в Петергоф, вместо официального названия конечного пункта назначения пишут обычно "Фонтаны"
Особенной популярностью у гуляющей по Нижнему парку публики пользуются фонтаны-шутихи. Название этих фонтанов говорит само за себя - эти безопасные на вид конструкции призваны неожиданно вырывающимися струями забрызгивать с ног до головы любого, кто будет иметь неосторожность подойти к ним слишком близко. Как ни странно, эта "мокрая" забава доставляет удовольствие всем - от маленьких детей до взрослых мужчин.
Самые забавные среди фонтанов-шутих - это "Дубок" и "Зонтик".
Фонтан "Зонтик" представляет собой нечто вроде "гриба", вокруг ножки которого идет скамья. "Шляпка"-зонт увенчана изящной резной шишечкой, а по краям украшена яркими фестонами всех цветов радуги. на самом деле вся эта красота - сплошной обман и прикрытие, под фестонами прячутся небольшие трубочки с отверстиями, направленные к земле. Стоит только человеку зайти под этот чудесный зонтик и сесть на скамейку, как тут же из трубочек вырываются полторы сотни тонких струек и отгораживают его от мира прутьями водяной клетки. Выйти из нее сухим не получится.
Под скромным названием "Дубок" скрывается целый фонтанный комплекс - дерево-дуб, пять металлических тюльпанов и две "обманные" скамейки. Шестиметровый ствол "дерева" отделан под кору свинцом. Листья на его многочисленных трубчатых ветках сделаны из меди и покрашены в зеленый цвет. Как и сам дуб, все его ветки и "растущие" под ним тюльпаны. Когда фонтан начинает работать, из веток дуба и тюльпанов вырываются струйки воды. Пытаться отдыхать на стоящих рядом с "деревом" скамейках не имеет смысла - отдохнуть на них все равно не получится, зато получится отменно вымокнуть, потому что присев на любую из них вы немедленно окажетесь под навесом вылетевших из-за спинки струй.
Для тех, у кого в карманах завалялось много ненужной мелочи, несомненный интерес представляет Фаворитный фонтан. Это глубокий бассейн, по которому быстро "нарезают круги" четыре утки с вырывающимися из клювов струями воды и гоняющаяся за ними собачка. Эта собачка - и.о. Чижика-Пыжика в Петергофе. Что именно произойдет, если брошенная вами монетка удержится на ее спине - доподлинно неизвестно, но определенно что-то хорошее. Однако удачно бросить на нее монетку не так-то просто.