
VW Kombi в Бразилии
VW Kombi в Бразилии
Полиция Рио начала зачистку фавелы Виджигал 18 января 2012 года. Программа от 2008 года “Unidade de Polícia Pacifidora” (UPP) сейчас охватывает 30 фавел – а проще говоря, трущоб. Инициатива яростно критикуемого губернатора Рио-де-Жанейро Серджио Кабрала Филью. Организованная преступность – гиперпроблема Рио. Но раз уж в 2014 году тут пройдет Кубок Мира по футболу, а в 2016 – Олимпийские игры, борьба с трущобами развернулась нешуточная.
В самых крупных фавелах – таких, как Росинья и знаменитый Сидадже-де-Деуш (Город Бога), - живет более 70 000 человек. Беспорядочные переулочки, теснота и хаотичная застройка издавна манят чужеземцев мрачным очарованием. Исторически трущобы контролировали самые отпетые мафиози, но у Кабрала Филью и министра безопасности Жозе Мариано Бельтраме хватило смелости устроить им серьезную взбучку. Специальный батальон военной полиции BOPE уже вышиб оттуда главарей криминалитета, а UPP постоянно патрулирует улицы.
Надо отметить, что BOPE отлично подготовлен и способен легко вести настоящую войну. Логотип BOPE вселяет настоящий ужас: символ норвежского дэт-металла рядом с ним безобиднее ромашки. Один из бронированных автомобилей у них называется Caveirão, то есть “Большой череп”. Не удивительно, что преступность уже фактически повержена.
Мы прибыли к въезду в Виджигал на Volkswagen Type 2 Kombi, замечательной консервной банке – даже если ткнуть мизинцем, то точно будет вмятина. Нет ни кондиционера, ни усилителя руля, поэтому на влажной тропической жаре водитель (я) потеет в свое удовольствие. Весело бегают дети, есть пара лавочек с фруктами и овощами и просто магазин. Улочка вьется вверх по склону, хибары по обеим ее сторонам лишь каким-то чудом не падают друг на друга. Подпирая выбеленную стену, на другой стороне улицы стоит офицер UPP. Лицо сурово, но винтовку он опускает. В нас угрозы не зафиксировал.
Представляете, Kombi собирают на заводе VW в Сан-Бернарду-ду-Кампу с 1957 года! Это мировой рекорд. Более того, в прошлом году его продажи в Бразилии выросли на 4%, до 30 000 машин в год. При том что базовая машина в салоне стоит почти €20 000! Всего с 1957 года было собрано уже более 1,5 млн Kombi. И большинство из них все еще бегает по дорогам. Феноменальная живучесть Type 2 Kombi как модели, и особенно в Бразилии, объясняется просто: это до сих пор смехотворно простая конструкция и самый дешевый способ перевезти тонну груза под крышей.
А у Рио есть что возить. Я тут уже бывал – в 1997 году. Тогда нам настоятельно рекомендовали не гулять после наступления темноты. В то время ходили зловещие истории о туристах, задремавших на пляже после пары дринков и очнувшихся через 48 часов в ванне со льдом без нескольких важных органов... Наркобизнес в фавелах – это одно, а вот такое совсем уж портило городу имидж.
Слава Богу, теперь положение заметно улучшилось. Даже без карнавала Рио гудит, как большой барабан бонго. Есть специальный Самбадром, а футбольный стадион Маракана – святыня более значительная, чем собор (он похож на космический корабль, построенный майя, кстати (слева внизу)). Архитектура – изумительный микс колониальных дворцов и зданий столичной эпохи (1763-1960), а также своеобразного модернизма повелителя бетона, уроженца Рио Оскара Нимейера.
Город украшен 88-километровым ожерельем из сверкающих пляжей – Ипанема, Копакабана, Леблон – и головокружительных вершин, среди которых Корковаду, увенчанная статуей Спасителя. Сидадже маравилёза, честное слово!
Но у нас на повестке дня никаких красот нет. Наша цель – объехать столько Рио, сколько получится. Отыскать самобытные автомобили и разведать фавелы. Для этого к нам приставлены неоценимый Фабиано из бразильского офиса VW в Сан-Паулу и два бугая-телохранителя.
В Рио, конечно, не так тесно, как в Сан-Паулу, но все равно дороги закупорены пробками, а это вовсе не маравилёзу. Возможностей развлечься в салоне VW немного. В Kombi за €20 000 удивительно мало сюрпризов и приятностей, кроме шарма примитива. Нет, пожалуй, сюрпризов много – мало лишь удовольствия.
T2 вплетен в клубок автомобильной истории так же, как Mini, первый Fiat 500 и сам VW Beetle. Не любить его невозможно. Тем не менее с 1957 года мир не стоял на месте. Например, за эти 56 лет придумали зоны смятия, чтобы рулевая колонка не протыкала водителя. В Kombi при лобовом столкновении кровавая кончина неизбежна. Я не люблю слишком легкие рули, но в этом VW даже для простого выезда с парковки необходим тяжелый физический труд. А помните эти заглушки вместо кнопок в дешевых машинах? Так вот, тут вся передняя панель из них. Над водителем и передним пассажиром – жиденький фетр, а дальше лишь голое крашеное железо. И все же 30 000 мазохистов не могут ошибаться.
Газ в пол! Мы вот-вот обгоним это дерево!
На скорости ехать на нем классно. Руль уже не требует геркулесовой силы, достаточно обычных человеческих мускулов. Мы едем в Урку, дорогой район Рио в Южной зоне, где расположена военная база. Что, впрочем, не мешает молодежи разрисовывать там все яркими граффити. Они даже находят время и способы узаконить эти граффити, если хозяева здания не возражают. Граффити повсюду, даже на камнях. Не район, а натуральный мольберт.
В Лапа все еще проще. Улицы кипят жизнью. Телевидение снимает популярную бразильскую мыльную оперу. Съемки идут в подворотне, а рядом под дверью бомж укрывается красной простыней и тихо матерится по-португальски. Уснуть ему не суждено: Kombi начинает беспомощно визжать шинами, поднимаясь в крутую мощеную горку. Теперь мы – самое популярное шоу Бразилии, причем комедийное. Да, цепляется он плохо, несмотря на фольксвагеновскую ходовую и дверные ручки от Porsche 911.
На самом свежем Kombi стоит 1,4-литровый Total Flex с водяным охлаждением, который может работать на смеси бензина и спирта (газоголе) или чистом этаноле. На этаноле до сотни машина разгоняется на полсекунды быстрее (16,1 с). А когда разгонишься, его легкость позволяет ехать очень шустро. Даже бывает немного страшно, особенно когда небеса разверзаются и обрушивается тропический ливень.
Дорога к Виджигалу забита. Зато у нас есть время полюбоваться на невероятные туннели и укрепиться в мысли, что Рио, буквально весь, – инженерное чудо. О местных автомобилях этого не скажешь, но они все равно любопытны. Бразилия – четвертый по величине автомобильный рынок мира после Китая, США и Японии. Ее некогда коррумпированная экономика активно развивается. Но нищета еще не изжита, а значит, на дорогах полным-полно старых развалюх.
Fiat – самый крупный бренд в Бразилии. В 2012 году продано около 800 000 машин, но VW тут больше бросается в глаза, и сами бразильцы считают его крупнейшим. В 1973 году он выпустил Brasilia, первую модель, специально разработанную для Бразилии. В 1983 году был продан уже миллион машин. Gol (“цель”) 1980 года, симпатичный мини-Scirocco, снискал наибольшую популярность и 25 лет подряд держал высокий рейтинг. Последняя версия выглядит даже симпатичнее нынешнего Polo. Хотя не так симпатично, как Жизель Бюндхен, снявшаяся в рекламе 2008 года.
Остальные перлы (у нас есть время посмаковать их) – Golf IV с новыми фарами и фонарями в стиле мультиков Текса Эйвери, бестолковый кроссовер Saveiro (нет-нет, сами на таком ездите). И Ford все еще продает тут первый Ka, только с тупой физиономией и еще более толстым задом, чем у европейской версии. Не счесть безнадежно уродливых GM – например, Chevy Celta и Montana.
Чем дальше, тем чудесатее. Когда-то Ford и VW вместе создали предприятие Autolatina. Оно произвело на свет Ford Verona (урожденный VW Apollo) и Verasilles (VW Santana). Прежний же тамошний Ford, к счастью, почти напрочь забытый Corcel и Corcel II, был по сути просто еще разок подогретым Renault 12... Чур меня, чур!
На въезде в Виджигал стоит скелет какой-то неописуемой развалины. Мы осторожно пробираемся по фавеле с эскортом UPP и нашими телохранителями и видим, что после уничтожения преступности, огнем и мечом ли или нет, не важно, район буквально расцвел и полон жизни. Место спокойное, люди улыбаются. Будем надеяться, они успеют насладиться жизнью в своем городе, прежде чем сюда доберутся спекулянты недвижимостью, для которых это лакомый кусочек (виды на Атлантический океан здесь сногсшибательные).
На самом верху мы останавливаемся посмотреть, как дети перекидывают мяч, и они с удовольствием оттачивают мастерство ударов по воротам на нашем Kombi. Над футбольной площадкой стоит почти такой же, как наш, белый VW. Невозможно ему не улыбнуться. Ведь главная прелесть Kombi в том, что он немедленно улыбается в ответ