Мы с дочкой много времени проводим в дороге: и в будни, и в выходные, и в отпуске. Часто дорога утомляет взрослых, а что же говорить про детей? Им и скучно, и не интересно. На этот случай есть у меня запас игр, которые не только помогут отвлечь/развлечь ребенка, но и являются хорошим развивающим материалом. Надеюсь, пригодятся еще кому-нибудь.
1. "Волшебные слова":
Взрослый предупреждает, что волшебные слова - это слова на букву "М" (или на другую букву). Далее, взрослый начинает рассказывать сказку, историю или просто перечислять разные существительные. При произнесении волшебных слов ребенок должен хлопнуть в ладоши. Если прозевал - проиграл.
2. "Что внутри":
Взрослый называет предмет или место, а ребенок говорит, что/кто внутри. Например, дом -комната, шкаф - одежда, холодильник - еда, пляж - песок. Пусть ребенок даст несколько вариантов. Это может быть одним из условием игры, например дать 3 ответа.
3. "Верю, не верю":
Взрослый говорит, а ребенок отвечает "Верю" или "Не верю". Например, жираф зеленый, у людей 2 глаза, море соленое, слон серый, небо желтое, корова даем молоко и т.д.
4. "Больше чем":
Взрослый называет что-либо. Ребенок должен назвать что-либо большее по размеру. Например, муравей - таракан, собака - корова, кирпич - комод и т.д. Можно сыграть наоборот, называя то, что меньше.
5. "Антонимы":
Взрослый называет слово, а ребенок должен назвать слово, противоположное по смыслу: большой - маленький, добрый - злой, умный - глупый, и т.д.
6. "Что нужно?":
Взрослый называет человека или животное, а ребенок говорит, что ему может понадобиться: парикмахер - расческа, почтальон - сумка, муравей - муравейник и т.д. Пусть ребенок даст несколько ответов.
7. "Что можно?":
Пусть ребенок продолжит: цветы можно выращивать, поливать, нюхать ...; фрукты можно чистить, мыть ...; платье можно сшить, носить ...; рука можно мыть, греть ... и т.д.
8. "Что бывает?":
Взрослый спрашивает: "Что бывает круглое?", ребенок отвечает, например, "мячик". Взрослый продолжает: "солнце", далее опять ребенок и т.д. Кто замолчал, тот проиграл. Варианты вопросов: "Что бывает синим", "Что бывает острым", "Что бывает жидким" и т.д.
9. "Кем/чем был?":
Взрослый называет предметы, животных. Ребенок отвечает кем или чем предмет был раньше. Например, лягушка - головастик, рыба - икра, свитер - нитки, нитки - шерсть, бумага - дерево, сыр - молоко и т.д.
10. И обратная игра "Чем будет?":
Взрослый называет предметы, а ребенок говорит, чем предмет будет в будущем. Например, яйцо - цыпленок, гусеница - бабочка, кирпич - дом и т.д.
11. "В тему":
Взрослый задает тему (например, животные) и начинает называть слова. Ребенок хлопает в ладоши если слово не в тему. Можно и наоборот - ребенок называет слова, а взрослый хлопает.
12. "Лишнее":
Пусть ребенок назовет лишнее слово в ряду:
- окунь, медведь, щука
- дуб, ясень, ромашка и т.д.
13. "По буквам":
Пусть ребенок скажет по буквам слова "Мама", "Кошка", "Капуста" и т.д. Выбирайте слова, которые как слышатся, так и пишутся.
14. "Прилагательное":
Взрослый дает несколько примеров : чашка для чая - чайная, котлета из мяса - мясная и т.д. Затем взрослый называет что-нибудь или кого-нибудь, а ребенок подбирает прилагательное.
15. "Синонимы":
Взрослый называет слово, а ребенок должен сказать то же самое, только другими словами: чашка - кружка, вода - жидкость, бантик - лента и т.д.
16. "Цвет":
Взрослый называет цвет, ребенок называет, то что бывает такого цвета: красный - мак, синий - небо, зеленый - трава и т.д. Можно усложнить задачу - ребенок должен назвать 5 предметов этого цвета.
17. "Ряд":
Пусть ребенок продолжит ряд:
-чашка, ложка, тарелка...
- хлеб, батон, сушка ...
- сапоги, сандалии, тапки...
Кроме этого ребенок может давать общее название ряду.
18. "Работа":
Взрослый спрашивает, какую работу выполняют: глаза, уши, утюг, холодильник, самолет и т.д. Ребенок дает свои варианты ответов.
19. По принципу игры "Города":
По-очереди называем слова на последнюю букву предыдущего слова. Можно задать любую тему - города, животные, растения и т.д.
20. "Уменьшаем":
Взрослый называет кого-нибудудь или что-нибудь, ребенок уменьшает это слово. Например, дом - домик, заяц - зайчик и т.д.
21. "По частям":
Взрослый называет предмет, а ребенок называет одну или несколько его частей. Например, дом - окно, корабль - якорь, велосипед - педали и т.д.
22. "Полслова":
Взрослый произносит начало слова (название предмета), ребенок заканчивает слово. Слова можно подбирать по определенным темам.
23. "Хорошо - плохо":
взрослый называет явление, ребенок говорит, что в нем плохого, а что хорошего. Например, дождь: хорошо для дерева, плохо для кошек и т.д.
24. "Кто ты?":
ребенок загатывает, кто он. Он может быть персонажем, животным и т.д. Взрослый задает вопросы и пытается угадать. Ребенок отвечает "Да" или "Нет". Можно меняться местами.
25. "Целиком":
Взрослый предлагает ребенку угадать, часть какого предмета или существа он называет. Например, руль - часть машины, плавник - часть рыбы и т.д.
26. "Рифма":
Взрослый называет не сложные слова, ребенок подбирает рифму. Например, врач - грач, кот - рот и т.д.
27. "Глаголы":
Пусть ребенок продолжит: суп едят, а компот ...; обувь обувают, а одежду ...; сухарь грызут, а булочку ...; пирог пекут, а суп ... и т.д.
28. "Наоборот":
Взрослый называет короткое слово, например кот, ребенок называет это слово наоборот - ток и т.д.