Британский инженер, конструктор моторов и автомобилей, предприниматель, основавший совместно с Чарльзом РОЛЛСОМ
Чарльз Роллс.jpg
компанию по выпуску и продаже автомобилей «Роллс-Ройс» / Rolls-Royce/.
RR-chronopneu_0.jpg
Генри Ройс был еще младенцем, когда его семья в поисках заработка перебралась из маленького провинциального городка в Лондон. Будучи одним их пятерых детей, он помогал своей семье, продавая газеты для W.H. Smith, работал посыльным на телеграфе, доставляя телеграммы по всему Лондону. Удача улыбнулась ему, когда его тетя предложила ему оплатить стажировку в железнодорожной компании «Great Northern Railway Works» в Питерборо, ставшей колыбелью для многих великих Британских инженеров.
Стажировка в совокупности с самостоятельным образованием позволила Генри Ройсу начать работать в компании «Electric Light and Power Company» в Лондоне.
Упорство юноши вскоре принесло плоды: в 21 год Генри совместно со своим другом Эрнестом Клермонтом открыл компанию F. H. Royce and Co., которая занималась производством электрических дверных звонков, переключателей, предохранителей и люстр. В 1894 году компания была переименована в Royce Ltd., а список выпускаемой продукции пополнили электромоторы и даже огромные электрические краны.
Бизнес шел успешно, но Ройс к тому времени весьма заинтересовался автомобилями, и приобрел в собственность французский 10-сильный De Dion.
autowp.ru_de_dion-bouton_type_v_1.jpeg
Его ходовые качества Генри, однако, не устроили, и как истинный инженер он решил усовершенствовать конструкцию. Начал с электрики, затем занялся приводом и, наконец, мотором. Результаты его вдохновили настолько, что он решил создать собственную машину. И — создал: автомобиль имел двухцилиндровый мотор объемом почти 2,0 литра, принципиально новый для того времени клапанный механизм и впускной тракт. К тому располагал 3-ступенчатой коробкой передач, эллиптической подвеской, барабанными тормозами на задних колесах и ручным тормозом. Разработка обошлась ему в 138 фунтов — это были немалые деньги для того времени.
1 апреля 1904 года автомобиль был собран, и Генри отправился в пробную поездку. Ройс сделал еще два таких автомобиля — один для своего партнера Эрнеста Клермонта, а другой — для давнего друга Генри Эдмундса, который получил прозвище крестного отца Rolls-Royce, поскольку именно он и организовал историческую встречу Генри Ройса и Чарльза Роллса в ресторане небольшой гостиницы Midland в Манчестере 4 мая 1904 года. Несмотря на то, что они принадлежали к разным слоям общества, встреча прошла хорошо, а поездка на автомобиле Royce 10hp впечатлила Роллса настолько, что он согласился продавать все автомобили, которые сконструирует Ройс. Покидая встречу, Чарльз Роллс сказал: «Я встретился с самым великим инженером в мире». В тот день было решено, что все их машины будут известны как автомобили Rolls-Royce.
Вскоре после этого были придуманы знаменитый радиатор и монограмма из переплетенных первых двух букв фамилий каждого владельца.
1987-2.jpg
Ройс понимал, что в Роллсе он найдет не только человека, который разбирается в автомобилях, но и того, у кого есть навыки непревзойденного продавца. В поезде по дороге в Манчестер, Роллс сказал Эмундсу, что хочет производить автомобили, связанные с его именем, которое должно стать нарицательным, как Broadwood среди роялей или Chubb среди сейфов. Это была пророческая беседа, и двое этих людей не знали, что 100 лет спустя Rolls-Royce станет именем нарицательным для всего мира и будет признан символом высочайшего качества.
Чарльз Роллс родился в 1877 году в семье лорда Лангедока в Уэльсе. Он получил прекрасное образование в Итоне и в Кембридже, откуда вышел с дипломом инженера. Однако истинным своим призванием Чарльз считал коммерцию, в чем позже немало преуспел.
Поначалу компания произвела на свет около двадцати 10-сильных машин с двухцилиндровыми моторами. Но очень скоро Ройс создал 4-цилиндровый двигатель мощностью 20 л.с., который и был установлен на модель Rolls-Royce Twenty. Практически сразу, в том же декабре 1904 года, компания решила впервые продемонстрировать свои автомобили за пределами Великобритании и приняла участие в международном автосалоне в Париже. А в 1905 году Rolls-Royce Twenty приняли участие в гонках Tourist Trophy. Из двух автомобилей до финиша добрался лишь один, но зато вторым. Подлинный триумф пришел годом позже, когда на трассу соревнований вышли спортивные версии Light Twenty — им не было равных, что незамедлительно сказалось на коммерческом успехе компании. Кстати, Ройс еще несколько лет побеждал в гонках на этой модели.
«Шестицилиндровый Rolls-Royce — не просто одна из лучших, а лучшая машина в мире» — гласила реклама, посвященная выходу на рынок моделей 40/50. Цифры в названии означали количество лошадиных сил под капотом. Но этого новому исполнительному директору Rolls-Royce Клоду Джонсону было мало, и он решился на необычный для того времени шаг: все автомобили стали окрашиваться в серебристый цвет и снабжаться фирменной табличкой, подчеркивающей их эксклюзивность — Rolls-Royce Silver Ghost. Это был отличный маркетинговый ход. В то же время многочисленные спортивные победы закрепили за Rolls-Royce звание производителя очень надежных автомобилей.
Вместе с постоянным ростом мощности, а неутомимый и талантливый Ройс постоянно совершенствовал моторы, росли и цены на его машины. Так постепенно формировался новый имидж компании. Silver Ghost обходился покупателям в 1300 фунтов. Так что новая фабрика компании Rolls-Royce в Дерби, потребовавшая 9539 фунтов, оказалась не слишком тяжелым бременем. Одновременно Чарльз Роллс открыл первый фирменный бутик марки в самом центре Лондона. Правда, на заднем дворе еще ремонтировали автомобили, но это никак не сказалось на имидже Rolls-Royce. Бренд становился все более известным далеко за пределами Британии.
Все шло прекрасно — Ройс создавал великолепные автомобили, а Роллс умело их продавал — до 12 июля 1910 года. В тот день всерьез увлекшийся авиацией Чарльз Роллс погиб, перелетая через Ла-Манш. Год спустя, в память о друге и партнере, Генри Ройс создал великолепный Rolls-Royce «The Spirit of Ecstasy». Это стало большим событием в мире моторов, поскольку машина обладала невиданными по тем временам техническим характеристикам и ходовыми качествами.
Увы, в том же году Генри тяжело заболел и вынужден был переехать на южное побережье Франции. Однако работы над совершенствованием автомобилей он не прекращал ни на день, при каждой удобной возможности возвращаясь в Англию. Так продолжалось до 1914 года, когда Великобритания вступила в первую мировую войну. Правительство обратилось к великому инженеру Ройсу с просьбой поработать на благо страны и создать мотор для самолета. Так начала писаться не менее славная страница в истории компании Rolls-Royce.
Но и о машинах Ройс не забывал. «Все бронированные автомобили в Египте — марки Rolls-Royce, — писала газета The Times в 1916 году. — Они — настоящее олицетворение великого духа Британии; за десятки тысяч километров пробега по пустыне — ни одной поломки двигателя. Великолепно!»
В 1919 году самолет с двигателями Rolls-Royce Eagle впервые пересек Атлантический океан. «Я не знаю, чем мы должны больше восхищаться — их смелостью, их навыками, их научными знаниями, их двигателями Rolls-Royce, или же просто их необыкновенной удачей» — сказал тогда Уинстон Черчилль.
В 1921 году был открыт завод Rolls-Royce в США, где начали с производства Silver Ghost. В 1925-ом появляется новая модель — Phantom. А в 1931 году Rolls-Royce приобретает находящуюся на грани банкротства Bentley Motors, под маркой которой начинается производство «тихих спортивных машин».
Генри Ройса не стало в 1933 году.
Ныне автомобильное отделение — Rolls-Royce Motor Cars — принадлежит концерну BMW. Бренд Bentley перешел шесть лет назад к Volkswagen. Англичане сохранили за собой контроль над авиационным подразделением компании.