Поделюсь опытом ремонта стартера.
Симптомы:
При повороте ключа двигатель запускался через раз.
В моменты незапуска слышался щелчок в районе стартера.
Подозрение: неисправность магнитного реле (втягивающее реле).
Прежде всего необходимо проверить надежность соединения проводов в стартере на предмет окисления и нарушения контакта и если все в порядке:
1. Устанавливаем коробку передач в нейтральное положение, выключаем зажигание.
2. Снимаем со стартера пластмассовую клемму 50 (провод от замка зажигания) и с помощью провода (поперечное сечение не менее 4 мм2) соединяем клеммы 50 и 30 (провод от аккум. батареи).
3. Если стартер срабатывает исправно, то неисправность в проводе к стартеру от замка зажигания либо неисправен замок зажигания. В моем случае стартер не работал, пришлось его снять и проверить.
Для этого:
1. Выключаем зажигание.
2. Отсоединяем кабель массы (-) от аккумуляторной батареи. (при отсоединении аккумуляторной батареи стирается память радиоприемника и электронных блоков управления. Если радиоприемник закодирован, то перед отсоединением аккумуляторной батареи записать радиокод и без ввода защитного кода радиоприемник после подсоединения аккумуляторной батареи работать не будет.)
3. Отвинтить от клеммы 30 (1) аккумуляторной батареи и 50 (2) к замку зажигания.
4. Отвинтить от коробки передач винты крепления стартера (указаны стрелками) с помощью специального шестигранного ключа-звездочки. Снять стартер.
Если стартер не вращается или вращается слишком медленно, то:
1. Возможно графитные щетки не прилегают к коллектору, заедают в направляющих, изношены, сломаны, замасляны или загрязнены. Следует проверить, почистить или заменить графитные щетки, проверить и почистить направляющие.
2. Возможны борозды на коллекторе, нагар или грязь. Следует проточить коллектор или заменить якорь.
3. Возможно разбит подшипник – заменить подшипник.
4. Хотя скорее всего неисправно магнитное реле и его нужно заменить, так как ремонт неразборной завальцованной конструкции реле дело хлопотное и не оправдывает себя по деньгам и трудозатратам (особенно для немецких, французских бусоводов). У некоторых японских автомобилей реле разборное и подлежит ремонту (замене или зачистке пятаков), но не в нашем случае с народным Т4.
Бывает, что стартер продолжает вращение после выключения зажигания – значит тоже неисправно и зависает магнитное реле.
Магнитное реле – один из самых распространенных недугов у Т4. Снимается оно путем отвинчивания трех винтов крепления магнитного реле от приводного корпуса.
Мне магнитное реле заменили на фирме по ремонту стартеров и генераторов на неоригинальное (около 27 долларов), которое, по словам специалистов, отличалось от оригинального лишь цветом корпуса и одной цифрой в номере. Стоимость же оригинального реле колеблется в пределах 45 – 115 долларов.
Разумеется, сборка стартера и его установка осуществляется в обратной последовательности.
Всем удачи!