Отвинчивание переднего болта коленвала: теория и практика

Вопросы работы дизельных двигателей, неисправности и их устранение

Сообщение mezernitsky » 03.05.09, 17:43     Отвинчивание переднего болта коленвала: теория и практика   

Об отвинчивании переднего болта коленчатого вала дизельных двигателей

У подавляющего большинства современных дизельных двигателей шкив привода ремней навесных агрегатов, расположенный на переднем конце коленчатого вала, является демпфером крутильных колебаний и представляет собой сложную, составную металло-резиновую конструкцию весом 5-10 кг. Как правило, этот шкив удерживается на коленчатом валу за счет торцевого прижатия усилием болта ввернутого в носок коленчатого вала. Для надежной фиксации столь тяжелой детали используются крупные болты, высокой степени прочности и с громадным усилием затяжки. Усилие затяжки строго нормировано для каждого мотора и составляет от 15 до 50 кГм и более. В процессе эксплуатации часто под резьбу попадает влага, что приводит к ее коррозии.
При ремонте, практически всегда возникает необходимость отвинчивания этого болта. Часто именно в этой, с виду простой операции, начинающие ремонтники сталкиваются с непреодолимыми трудностями. Сколь часто приходилось видеть извлеченные из двигателей коленчатые валы с неотвинченным передним болтом и, соответственно, с неснятым с вала демпфером крутильных колебаний (ДКК) и крышкой переднего сальника. Особенно часто такое наблюдается на пожилых двигателях Мерседес.
На первый взгляд, самый простой способ открутить болт, это применить мощный гаечный ключ, а коленчатый вал зафиксировать включением 4 или 5 передачи, с одновременным затормаживанием колес. Однако эластичность подвески силового агрегата и зазоры в трансмиссии, часто, делают невозможным отворачивание болта. Из-за стесненного пространства моторного отсека, подчас, не удается повернуть гаечный ключ настолько, чтобы преодолеть подвижность трансмиссии и создать требуемое усилие. Кроме того, состояние сцепления часто не позволяет надежно застопорить коленчатый вал.
Иногда для фиксации коленвала используют монтировки и ломики, зацепляясь за зубья венца маховика. Удержать надежно коленвал таким способом удается очень редко, а вот повредить зубья венца более чем легко.
Достаточно универсальным способом удерживания коленчатого вала является использование специальных стопоров-гребенок, однако, не на всех двигателях возможно применить эти стопоры.
1.jpg

На специализированных станциях применяют специальные приспособления для удержания коленчатого вала за ДКК. На рисунке ниже показан фиксатор для удерживания ДКК фольксвагеновского пятицилиндрового дизеля и демпфер этого же дизеля с характерными повреждениями.
2.jpg

Эти приспособления являются наиболее эффективными, однако содержание их в маленькой мастерской широкого профиля или в частном гараже представляется проблематичным.
В любительских условиях и в небольших мастерских наиболее целесообразным при отворачивании и затягивании переднего болта коленвала надо считать применение фиксатора-удавки из разрезанного клинового или поликлинового ремня.
3.jpg

4.jpg

В гаражных условиях зафиксировать коленчатый вал можно при помощи удавки из обычного клинового или поликлинового ремня и подходящего бруска.
5.jpg

Отдельно надо остановиться на самом процессе отворачивания болта. Прикладывание постоянного усилия (хороший рычаг, мощные руки) иногда приводит к совсем нежелательным результатам. Из-за возможной коррозии резьбы, с одной стороны усилие отворачивания может оказаться опасно большим, и с другой стороны при отворачивании может возникнуть задир в резьбовом сочленении. Поэтому наиболее приемлемым при отворачивании болта следует признать метод ударного откручивания. Для этого на производствах применяют пневматические и электрические гайковерты ударного действия. В условиях малой мастерской или гаража можно порекомендовать следующий прием: один человек создает реактивный момент, удерживая коленчатый вал приспособлением, а второй прикладывая усилие к ключу, одетому на болт коленвала, помогает ему открутиться, постукивая тяжелым молотком по рычагу ключа. Причем, даже после страгивания болта, надо продолжать его откручивать его таким способом пока болт не пойдет легко.
В заключение нельзя не описать очень старый, но очень надежный и простой способ отворачивания болта стартером двигателя. Гаечный ключ одевается на болт и под него сооружается опора, в которую он упрется при проворачивании коленвала стартером . Расстояние от ключа до опоры выбирается в пределах 10-30 см. В качестве опоры может быть использован лонжерон автомобиля. Обязательное условие безопасной работы – принять меры, исключающие соскакивание ключа в момент удара. На практике это обеспечивается подпиранием ключа в торцевом направлении подходящей доской. Теперь на короткое мгновение включают стартер. Как правило, одной попытки оказывается достаточно. В случае необходимости второй попытки коленвал с ключом поворачивают против хода на прежний или несколько больший угол.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.
Категорически недопустимо применять для отворачивания переднего болта коленвала рожковых гаечных ключей. Такой ключ может при больших усилиях сорваться с болта, при этом работающий может получить очень серьезную травму, а головка болта может быть повреждена.
Лучше всего для работы использовать специальные усиленные накидные ключи, предназначенные для работы с трубой-удлинителем или торцевые головки с воротком.
Силовой накидной ключ:
6.jpg

Торцевая головка с силовым воротом:
7.jpg

Однако торцевые головки с квадратом привода ½ дюйма зачастую могут не выдержать требуемых нагрузок, поэтому рекомендуется для этих целей применять головки с квадратом ¾ дюйма.
Помните, что когда при откручивании или закручивании болта прикладывается усилие несколько десятков килограммометров, соскакивание или поломка ключа может привести к тяжелейшим травмам и даже к гибели работающего.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось mezernitsky 03.05.09, 21:42, всего редактировалось 2 раз(а).
mezernitsky Не в сети
 

 
Сообщения: 409
Зарегистрирован: 18.04.07, 18:41
Откуда: С.Петербург

Сообщение перевоз » 03.05.09, 21:09     Re: Отвинчивание переднего болта КВ.   

Очень полезная информация! :bestbook: Данные инструкции предотвратят свежеоткапиталенный двигатель от преждевременной кончины :1: .Спасибо.
1)Т3 1,6 cs 1987г.в.был syncro...2)Т4 2,0 газ\бенз.1991г.в.(продается);3)Тойота Карина,4)Тойота Приус.
перевоз Не в сети
 

 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 25.02.09, 19:05
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение Boss66 » 03.05.09, 21:45     Re: Отвинчивание переднего болта КВ.   

я в гараже держу вот такую страшную приспособу, но отлично выполняющую функцию свою...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
AJT 2002 г. Геннадий
Boss66 Не в сети
 

 
Сообщения: 547
Зарегистрирован: 06.10.06, 20:34
Откуда: Selitrennoe
Модель: Transporter
Год выпуска Т.С.: 2002
Модель двигателя: AJT

Сообщение Kamal » 20.08.09, 19:51     Re: Отвинчивание переднего болта КВ.   

сегодня сломано 3 головки на 27 мм., удлинители заворачивались по оси. а закручивать с фиксатором резьбы или на сухую, а может чем смазать? :49:
Т-4 92 Г.В. 2.4 AAB с 11.12.06 по 27.12.10 г.
Т-4 97 Г.В. 2.4 AJA бел. 8 м. донор
Т-4 98 Г.В. 2.4 AJA красный 9 м. мултик 1
Т-5 07 Г.В. 2.4 AXD каравелка автомат зеленый 7 м. у жены
Kamal Не в сети
Член Клуба
 

 
Сообщения: 1188
Зарегистрирован: 20.07.08, 18:24
Откуда: Екатеринбург
Модель: Т 5
Год выпуска Т.С.: 2007
Модель двигателя: AXD

Сообщение БТр » 20.08.09, 20:52     Re: Отвинчивание переднего болта КВ.   

См. выше
Однако торцевые головки с квадратом привода ½ дюйма зачастую могут не выдержать требуемых нагрузок, поэтому рекомендуется для этих целей применять головки с квадратом ¾ дюйма.

Квадратом 1/2 завернуть болт ИМХО нереально. Я одеваю метровую трубу на вороток с головой 3/4 и то процесс получается нелегким. Смазывать поверхность прилегания болта к шкиву нельзя!!! Остальное - по желанию, но особого смысла в этом нет.
Тимур, ACV-AXG, 1999; Scott Yecora 2005;
Изображение
БТр Не в сети
vw-bus-club  vw-bus-club
 

 
Сообщения: 9509
Images: 35
Зарегистрирован: 09.10.06, 23:26
Откуда: Петербургская обл.
Модель: Transporter
Год выпуска Т.С.: 1999
Модель двигателя: 2.5 ACV

Сообщение Boss66 » 21.08.09, 13:39     Re: Отвинчивание переднего болта КВ.   

Kamal писал(а):сегодня сломано 3 головки на 27 мм

Газелевский балонник здесь неплохо себя показывает, сломать его проблемно...
AJT 2002 г. Геннадий
Boss66 Не в сети
 

 
Сообщения: 547
Зарегистрирован: 06.10.06, 20:34
Откуда: Selitrennoe
Модель: Transporter
Год выпуска Т.С.: 2002
Модель двигателя: AJT

Сообщение Alex789 » 24.01.10, 20:05     Re: Отвинчивание переднего болта КВ.   

Да уж, лучше бы он у меня прикипел, а то сам отвернулся на трассе, просмотрел. В результате встреча- мотор на помойку. Надо его на фиксатор резьбы садить (красный) и часто проверять его затяжку, особенно после длительных поездок.
97г. Т4 ABL желтый фургон
Alex789 Не в сети
 

 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 05.11.08, 18:48
Откуда: из Екатеринбурга
Модель: Transporter
Год выпуска Т.С.: 1997
Модель двигателя: ABL

Сообщение MAX 2 » 25.01.10, 09:54     Re: Отвинчивание переднего болта КВ.   

Alex789 писал(а):Да уж, лучше бы он у меня прикипел, а то сам отвернулся на трассе, просмотрел. В результате встреча- мотор на помойку. Надо его на фиксатор резьбы садить (красный) и часто проверять его затяжку, особенно после длительных поездок.

Болт нужно обязательно ставить новый при отворачивании, тогда всё будет хорошо :yes:
MAX 2 Не в сети
Член Клуба
 

 
Сообщения: 3676
Зарегистрирован: 19.12.06, 09:23
Откуда: Москва
Модель: Multivan
Год выпуска Т.С.: 0
Модель двигателя: ---------

Сообщение Alex789 » 27.01.10, 20:05     Re: Отвинчивание переднего болта КВ.   

Вот, смотрите :yes:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
97г. Т4 ABL желтый фургон
Alex789 Не в сети
 

 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 05.11.08, 18:48
Откуда: из Екатеринбурга
Модель: Transporter
Год выпуска Т.С.: 1997
Модель двигателя: ABL

Сообщение Alex789 » 27.01.10, 20:16     Re: Отвинчивание переднего болта КВ.   

Шатун погнуло, оторванная тарелка клапана сделала свое грязное дело, к.в. погнуло, вторая коренная постель лопнула, головку сразу выкидывать, на остальных поршнях следы от встречи.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
97г. Т4 ABL желтый фургон
Alex789 Не в сети
 

 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 05.11.08, 18:48
Откуда: из Екатеринбурга
Модель: Transporter
Год выпуска Т.С.: 1997
Модель двигателя: ABL

Сообщение olegandr » 05.05.10, 19:42     Re: Отвинчивание переднего болта КВ.   

тема немного устаревшая по обсуждению, но думаю для многих еще может быть актуальной.
Ниже приспособление немцев специально для фиксации при закручивании переднего болта КВ. Простенько и со вкусом. Не могу сказать для всех ли двигателей, но для ABL которые очень склонны к проблемам с переднем болтом... оно и подходит и самое главное непосредственно для этого предназначено. Кто покупал когда либо передний болт для фиксации шестерни... на упаковке болта видел изображение этой приспособы. Так она выглядит в живую:
Изображение
T-4, 1,9TD, 1997, Черкассы, Украина
olegandr Не в сети
 

 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 27.09.07, 16:25
Откуда: Черкассы, Украина

Сообщение olegandr » 05.05.10, 19:47     Re: Отвинчивание переднего болта КВ.   

Ну а это та самая приспособа, которая нужна для того чтобы решить проблему с откручиванием болта, когда либо и кем либо закрученным с недостаточным усилием, и приведшем к неровности торца КВ. Решает проблему за 2 минуты (без учета не слишком сложного подготовительного периода... типа захода на яму или подъемник, снятия шестерни и тому подобных вещей. Особо важно- решает проблему без снятия двигателя. Немецкая чудо- фреза :bigwink; тоже в живую: Изображение
T-4, 1,9TD, 1997, Черкассы, Украина
olegandr Не в сети
 

 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 27.09.07, 16:25
Откуда: Черкассы, Украина

Сообщение БТр » 05.05.10, 21:10     Re: Отвинчивание переднего болта КВ.   

Поддержу тему: хочется изготовить держатель для отвинчивания болта распредвала. Посему может кто подскажет, каково расстояние между центрами противоположных отверстий звезды распредвала? Количество цилиндров не важно: звезды должны быть одинаковые.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Тимур, ACV-AXG, 1999; Scott Yecora 2005;
Изображение
БТр Не в сети
vw-bus-club  vw-bus-club
 

 
Сообщения: 9509
Images: 35
Зарегистрирован: 09.10.06, 23:26
Откуда: Петербургская обл.
Модель: Transporter
Год выпуска Т.С.: 1999
Модель двигателя: 2.5 ACV

Сообщение GIO4x4 » 27.05.10, 11:43     Re: Отвинчивание переднего болта КВ.   

Да, на 2.4 и 2.5тди после замены ГРМ частенько откручиваются болты(((При этом сначала разбивают и шкивок и бывает что и колено(на шпонке)Сажу на синий(средняя фиксация)герметик резьбу при использовании б/у болтов(чуток,без фанатизма)и хАААрашо закрутить!(по букварю)
ММС Delica Long,95г,2.8td,МКПП*LR Def 110,92г,2.5td
gio40@mail.ru,+48888966333
_________________________
одна извилина ищет другую,чтобы родилась...мысль!
GIO4x4 Не в сети
 

 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 26.05.10, 23:12
Откуда: Malbork-Польша
Модель: MCC DELICA
Год выпуска Т.С.: 1995
Модель двигателя: 4м40

Сообщение kds » 27.05.10, 12:42     Re: Отвинчивание переднего болта КВ.   

Я стартером открутил. :punk:
Ключ на 27 форсуночный(он у меня и для ступиц,болта коленвала тоже) одел,вороток малый-тюк и все! :lol:
На фото все видно.И ударился он о нижний рычаг воротком.

БТр писал(а):
Поддержу тему: хочется изготовить держатель для отвинчивания болта распредвала. Посему может кто подскажет, каково расстояние между центрами противоположных отверстий звезды распредвала? Количество цилиндров не важно: звезды должны быть одинаковые.

Все я выкладывал с размерами для изготовления тут:
http://www.vw-bus.org.ua/forum/viewtopic.php?f=37&t=160
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось kds 27.05.10, 12:50, всего редактировалось 2 раз(а).
Т-4 ААВ.1994г.чистый пассажир.

скайп-dronho1
kds Не в сети
 

 
Сообщения: 1063
Зарегистрирован: 06.12.07, 22:03
Откуда: Украина. КРЫМ.Симферополь.
Модель: Модель Т.С.
Год выпуска Т.С.: 1994
Модель двигателя: ААВ.2,4Д
Skype: dronho1

След.

Вернуться в Дизельные двигатели

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4